Сегодня поговорим о том, где начинающему интернет-бизнесу найти финансирование. Бред Фелд в своей книге «Стартапы в сети» довольно исчерпывающе ответил на эту тему. Конечно, ничего нового он не сообщил, а лишь систематизировал основные источники.
1) Друзья, родственники, знакомые
Первые средства обычно идут от них. Это люди, которые знают вас лично. Они, скорее всего, не особенно разбираются в деталях вашего проекта. Они вкладывают в вас. Часто такую группу называют тремя д: друзья, домашние и дураки.
Что же, если у вас нет проблем с этим источником, то все отлично. Тот же Ричард Брэнсон начал строить империю Virgin именно с таких инвестиций.
2) Клиенты
Здорово, если ваш бизнес-проект построен таким образом, что уже на ранней стадии генерирует продажи. Тогда клиенты могут стать вашими инвесторами. Все просто. Доход на ранней стадии реинвестируется в бизнес. Классический подход. Вполне применимый в сети.
3) Бизнес-ангелы
Конечно, у нас их еще не так много, как в США, но определенная инфраструктура уже существует. Различные Стартап Уикенды позволяют представить свой проект инвесторам. А среди них немало бывших предпринимателей, желающих вложить свои средства в новый проект.
4) Партнеры
Иногда бизнес строится так, что существует какой-либо крупный партнер, которому выгоден ваш проект. И он может стать основным инвесторам на ранней стадии развития. Конечно, это редкость и в основном актуально для b2b рынка. Но отметать ее совсем не стоит.
Интересно по теме: «Как избежать конфликтов между основателями стартапа?«.
5) Гранты
У нас их не так много. И хотя талантливые студенты могут рассчитывать на такую поддержку, все же это скорее исключение из правил. Бред Фелд упоминает их, так как подобная система хорошо развита в США. У нас же скорее стоит рассчитывать на бизнес-ангелов.
Наконец, не стоит забывать про такую вещь, как самостоятельно финансирование. Наверное, это самый популярный способ развития стартапа (и уж точно обычного интернет-бизнеса). Интересная цитата на эту тему из книги Фелда:
«Дэвид Коэн и Дэвид Браун основали компанию Pinpoint Tecknologies в 1993 году. С самого начала они обходились без поддержки инвесторов.
На раннем этапе ребята наняли отличного программиста Эрана Шея. Вместо того чтобы купить второй компьютер (Pentium 90 был в то время дорогим удовольствием), Дэвид и Эран работали посменно – по 12 часов в день: Дэвид чаще всего – с 9 утра до 9 вечера, а Эран с 9 вечера до 9 утра.
Только когда у компании появился первый настоящий клиент, ребята смогли позволить себе купить второй компьютер».