Командная работа в стартапе. 7 советов

Властелин колец

Сегодня я хочу поделиться своим опытом в плане командной работы над стартапом, который я накопил за время работы над ПО для американского рынка, информационным сайтом в рунете и студией интернет-маркетинга. При этом речь пойдет о молодых стартапах, которые иногда даже не имеют офиса, что вносит определенные сложности в процесс командной работы.

Сразу отмечу, что малые фирмы, организации могут вполне эффективно работать и  без офиса (хотя, конечно, все зависит от специфики). Итак, как же организовать командную работу в молодом стартапе? Вот несколько самых важных советов:

1) Разделение труда по функциям

Для состоявшихся компаний звучит банально, но для стартапа, который начинается в домашних стенах это очень важный совет. Нужно изначально разделять полномочия за определенными задачами за конкретными людьми.

Т.е. разработчик должен заниматься кодом, в то время как маркетолог продвижением, управленец административными делами и так далее. Не стоит делать из людей многостаночников, которые будут одновременно  и писать код, и статьи, и управлять контекстной рекламой.

Такой подход приводит к плачевному результату. Проверено на личном опыте. И такой подход, к сожалению, очень популярен среди стартапов, которые начинаются свой путь.

2) Личная ответственность за каждый участок

Этот момент логически связан с предыдущим пунктом. Если участки работы разделены по функциям, то таким же образом нужно разделить и ответственность за выполняемую работу между участниками процесса. Если за какой-то задачей нет ответственного человека, то никто и не несет за нее ответственность. Это очень важный и иногда достаточно сложный в реализации момент. Но необходимый для плодотворной работы.

3) Обязательное наличие технического специалиста в команде

Многие могут сказать, что среди основателей стартапа может и не быть технического специалиста. Я с этим никогда не соглашусь. Во всех командах, в которых я работал, всегда был технический специалист, и это сильно нам помогало. Да и можно просто обратиться к статистике. В статье «Мифы стартап-команд» я привел интересные данные от компании BlackBox. Так, согласно их исследованию стартапов оказалось, что если в команде основателей стартапа нет технического специалиста, то в среднем рост пользователей их проекта в 3-5 раз ниже, чем у конкурентов с техническим специалистом. Это голая статистика. Ничего личного.

4) Все задачи имеют сроки выполнения

Этот пункт плавно вытекает из первого и второго. Любая решаемая задача должна иметь свои сроки, иначе процесс ее реализации может превратиться во что-то бесконечное. А потому нужно разделять задачи по сложности и длительности и ставить сроки на их выполнение. Только наличие конечного срока подстегнет всех работать над завершением задачи и не растянуть работу.

5) Связь команды в реальном времени

Все члены команды должны иметь возможность связаться друг с другом в реальном времени (в рабочее время, конечно), даже в том случае, если работа ведется дома. Решается данная проблема достаточно просто – Skype.

В рабочее время все участники проекта должны присутствовать онлайн в скайпе. Благодаря этому всегда можно будет обсудить нужный вопрос с любым из членов команды, получить какие-то важные данные. В нерабочее время важно, чтобы связь держалась по email. Потому что могут возникнуть самые разные проблемы неожиданного характера.

6) Рабочий день – понятие растяжимое

Работа в молодых проектах убедила меня, что в них нет понятия 8-часового рабочего дня. Обычно работа выполняется не по времени, а в зависимости от задач, которые нужно решить. И задач обычно больше, чем на 8-часовой день. А это означает не только работу допоздна, но и периодическую работу даже в выходные дни. Это надо понимать.

7) Самообразование через «книжный клуб»

Эту идею я подсмотрел у известного маркетолога Игоря Манна. В своем издательстве «Манн, Иванов и Фербер» он практиковал такую систему, согласно которой сотрудники делились друг с другом интересной литературой, посвященной их работе. Причем они не просто давали ее почитать друг другу, но и рассказывали о ней, обсуждали. Я считаю эту практику очень полезной.

На сегодняшний день в России профессиональную литературу используют только 13% читающей хоть что-то публики. Это очень плохо. Но, очевидно, что если вы будете среди этих 13%, то получите солидное преимущество перед конкурентами.

Добавить комментарий