Темная сторона контекстной рекламы

star wars

Последнее время я много пишу о контекстной рекламе. Это не случайность. Просто по долгу службы уже давненько приходится работать именно с ней, а не с SEO. Недавно я писал про типичные ошибки, которые совершают начинающие в контекстной рекламе и про то, как сделать эффективное объявление. Сегодня же мы поговорим про темную сторону силы. То есть про достаточно неэтичные атаки на конкурентов (иногда запрещенные), с которыми вы можете столкнуться.

Кликфрод

Самый известный способ черной конкуренции в контекстной рекламе – это кликфрод (от слов click – клик и fraud — мошенничество). По сути, это мошеннические клики с целью слить бюджет конкурента. Вполне логично, согласитесь? Ведь в контекстной рекламе платят за клики, а значит можно заставить конкурентов платить за плохие клики. Услуги кликфрода предоставляют различные сомнительные конторы, а иногда рекламодатели даже своими силами скликивают бюджет конкурента.

Кроме конкурентов плохие клики могут исходить от многочисленных вебмастеров, которые размещают контекстную рекламу на своих сайтах с целью заработать. Увы, не все из них честны. Некоторые прибегают к различным инструментам по накликиванию объявлений. Обычно их быстро находят и исключают из контекстной сети. Но бывают исключения.

За последние годы было проведено множество исследований, согласно которым получается, что доля мошеннических кликов в контекстной рекламе составляет от 3 до 30 процентов. Огромный разброс. Представители систем контекстной рекламы, естественно, стараются склонить общество к минимальной цифре, в то время как независимые агентства настроены не так оптимистично.

Естественно, Яндекс, Google, Бегун и прочие участники рынка контекстной рекламы не сидят на месте и предоставляют средства защиты от кликфрода. И в большинстве случаев в том же Директе потерянные от такой мошеннической операции средства вернутся на ваш счет. Но, к сожалению, машина не всегда может отследить такие операции. И в таких случаях приходится включаться уже вам самим.

Одним из вариантов обнаружение кликфрода является внедрение сложных и дорогих программных продуктов. Я их затрагивать не буду, так как это удел меньшинства. Большинство вебмастеров работают с Google Analytic и Яндекс.Метрика. Так что будем говорить о них.

Как же понять, что вас накликивает конкурент? Несколько способов:

1) Резкие изменения в статистике. За ведение рекламной кампании в течение нескольких месяцев вы поймете, сколько человек заходит к вам каждый день, каковы средние показатели отказов, времени, проводимого людьми на сайте, сколько в среднем страниц смотрит каждый пользователь. Любые резкие изменения этих показателей без вашего участия (ничего не меняли в объявлениях и на сайте) должны анализироваться. Если в среднем на сайт через контекст в день приходило 20 человек, а в какой-то конкретный день стало приходить 100, то нужно рассмотреть возможность сезонного спроса, а если такового не наблюдается, то приступить к более глубокому анализу. Посмотреть насколько пришедшие посетители сопоставимы по параметрам с предыдущими, определить их ip, браузер, страну и так далее. Если изменения кажутся вам неестественными, то нужно обращаться к представителем контекстной рекламы и сообщать о кликфроде.

2) Небольшой совет: используйте геотаргетинг. Иногда для кликфрода выбираются инструменты с IP-адресами, находящимися где-то в Китае или Бразилии. Если вы показываете рекламу только по Санкт-Петербургу, то можете не беспокоиться о такой накрутке.

3) Резкое ухудшение конверсии без причины. Если вы ничего не меняли, но конверсия резко упала, то это повод задуматься о возможном кликфроде. Конечно, далеко не факт, что вас стали накручивать, но следует проанализировать все показатели, которые я привел в пункте 1.

В общем, нужно быть бдительным, чтобы отслеживать кликфрод. Если вы хотите вести эффективно свою рекламную кампанию, то это нужно делать в обязательном порядке.

Накрутка CTR

star wars

Этот способ связан с накруткой показов вашего объявления без кликов по нему. Все достаточно просто на практике. Рекламодатель убирает свое объявление по данному запросу, после чего начинает с помощью сторонних средств накручивать его показы. CTR ваших объявлений падает, а стоимость клика становится все выше и выше. Это позволяет такому недобросовестному конкуренту занять первое место в показах, платя меньшие деньги.

Конечно, поисковые системы следят и за этим. Но, как и в случае с кликфродом, у них не всегда получается препятствовать таким вещам. Старайтесь просто выбирать более конкретные и ограниченные ключевые слова для показа. Если понимаете, что вас накручивают, то отключайте объявление на время.

Черный PR

Это уже не технический способ конкуренции, а всем известное очернение конкурента — в пределах разумного, конечно, чтобы не попасть в противоречие с законом о рекламе. Скажу сразу, что данный способ в контекстной рекламе не особо популярен. На мой взгляд, им даже почти никто не пользуется. Но раз есть теоретическая вероятность, то надо рассказать. Итак, суть черного PR в контекстной рекламе сводится к тому, чтобы показывать объявления конкурента, подчеркивая их невыгодность. Пример:

«Выгодные кредиты. 35% в год»

Понимаете, да? Цель даже не в кликах, а в том, чтобы испортить имидж определенной компании, ее сайту. Как с этим бороться? Увидели объявление, рекламирующее вашу услугу, которое вы не давали? Пишите к представителям контекстной рекламы — снимут.

Использовать все это я не рекомендую. А вот бороться с такими проявлениями конкуренции нужно обязательно. Для этого необходимо регулярно отслеживать цифры и динамику по вашей рекламной кампании. 

Добавить комментарий