SEO-договор. Что должен знать заказчик?

"Хоббит"

Рынок поисковой оптимизации в России достаточно странная штука. По сути, он до сих пор не устаканился. Компании предлагают совершенно разные условия работы, стоимость услуг очень сильно варьируется, да и сам процесс оказания услуги у разных фирм свой. Неопытному заказчику очень сложно сходу сориентироваться в такой ситуации. В этой статье я постараюсь помочь в этом деле, рассказав про некоторые детали договоров на SEO.

Скажу сразу, что я не буду приводить типовые договоры или рассказывать детально про все пункты (это все можно с лихвой найти в сети через Google). Я лишь расскажу про некоторые важные, на мой взгляд, вещи, которые заказчик должен знать.

Конечно, описать все сложности и важные моменты таких договоров не представляется возможным в рамках одной заметки. Да и многое зависит от характера самого договора, его способов оплаты. Так что мы будем говорить про усредненную SEO-компанию, которая берет ежемесячную абонентскую плату за свою работу.

1) Гарантии

Не все компании вернут вам деньги в случае неудачи, но хоть какие-то гарантии они обязаны предоставлять. Например, в договоре может быть оговорено, что услуга поисковой оптимизации считается оказанной в том случае, если в топ определенных поисковых систем вышло 75% (и более) от указанных в договоре запросов. Если к указанному в договоре сроку сдачи работ количество запросов меньше 75%, то это означает, что SEO-компания не справилась со своей работой. В договоре должно быть расписано, что будет в такой ситуации. К примеру, студия может не брать абонентскую плату за следующие месяцы до тех пор, пока не выведет в топ эти пресловутые 75% запросов. После этого плата возобновляется. Понятно, что вариант не самый идеальный, так как ваш бюджет все равно будет тратиться. Но если нет даже такой минимальной гарантии, то договор начинает вызывать вопросы.

2) Сроки

Понятно, что многие оптимизаторы не любят разговоры о сроках. Понятно, что на них часто влияют сами поисковые машины, изменяющие алгоритмы. Но что с этого предпринимателю-заказчику? Правильно, его такие детали мало волнуют. А потому в таких договорах нужно пристальное внимание уделять срокам работ. Когда заказчик принимает работу? Это должна быть четкая дата. И если к ней оптимизатор не справился, то тут уже следует переходить к гарантиям, описанным выше. Смена алгоритмов Яндекса не проблема заказчика – это проблема и головная боль оптимизатора.

3) Изменение страниц по согласованию

Все что касается изменения текстовой составляющей сайта должно координироваться обеими сторонами. Т.е. если заказчик существенно меняет тексты, то они должны быть утверждены оптимизатором. И наоборот. Это может показаться странным. Зачем мне утверждать тексты на своем же сайте у SEO-компании!? Однако текстовая информация является одним из тех факторов, который влияет на выдачу поисковых систем. И неправильные тексты могут понизить ранжирование, а это повлечет за собой невыполнение своей работы со стороны исполнителя. В свою очередь SEO-компания должна предоставлять заказчику тексты с тем, чтобы не возникло смысловых проблем. В любом случае вы знаете свой продукт лучше, чем они.

4) Отсутствие скрытых платежей

В договоре на SEO должны четко описываться все затраты заказчика. Т.е. должен быть описан ежемесячный бюджет на срок продвижения. Там должна быть оговорена стоимость работ и порядок оплаты. Это, собственно, и все, за что должен платить заказчик. Важно, чтобы договор не допускал скрытых платежей. Например, за отчеты, веб-аналитику и так далее. Вы заранее должны представлять, за что вы платите и сколько. К этому нужно подходить со всей внимательностью.

5) Перечень запросов

Перечень запросов, естественно, должен идти в качестве приложения к договору. И заказчику следует уделить внимание этим запросам. Во-первых, там должны быть именно те запросы, которые действительно подходят под ваш бизнес. Те, которые могут помочь в достижении ваших целей. Иногда оптимизаторы добавляют в перечень совсем ненужные, по-хорошему спорные, но легкие для вывода запросы только с тем, чтобы реализовать «правило 70%» (см. гарантии в пункте 1). Следите за этим. Не акцентируйте внимание только на высокочастотных запросах (например, «окна»). Низкочастотные качественные запросы часто продают даже лучше (например, «пластиковые окна VEKA белые спб»). Важно, что список должен утверждаться один раз и не изменяться в течение срока продвижения.

6) Обязательные запросы

И снова вернемся к нашим гарантиям по поводу 75% запросов, выведенных в топ. Очевидно, что для заказчика не все запросы одинаково ценны. Есть те, которые ближе к его предложению и те, которые не столь перспективны с точки зрения продаж или даже трафика. Важно, чтобы он (заказчик) имел возможность пометить определить запросы, которые обязательно должны быть выведены в топ. Даже если оптимизатор выведет гарантированные запросы, но там не будет обязательных запросов, то услуга не должна считаться оказанной и вступает в дело пункт 1 «Гарантии».

7) А нужен ли вообще договор?

Последний пункт – глобальный. Где-то год назад я читал статью (перейдя по ссылке с Хабра – сейчас уже не найду ее), где была удручающая статистика. Оказывается, примерно порядка 30% оптимизаторов (там рассматривались не только компании, но и фрилансеры) не предоставляют договоров вообще при работе с заказчиком. Смею предположить, что при этом они все равно продают свою услугу. Мой совет: не работайте по такой схеме. Это слишком рискованно. Исключения: вы лично знаете оптимизатора (друг, родственник и т.д.).

Я перечислил самые важные для заказчика, на мой взгляд, скользкие моменты договоров на оказание услуги поисковой оптимизации. А на что вы бы посоветовали обратить внимание? 

Добавить комментарий