Недавно в блоге Kissmetrics была опубликована интереснейшая статья «6 Things I Wish Someone Had Told Me Before I Built A Marketing Department». Я решил пойти на эксперимент и рассказать про свой опыт на основе этой статьи. Т.е. речь пойдет про 6 пунктов, что и в оригинале, но с моими идеями (один пункт пропущен).
Это не перевод, а новая статья на основе оригинала в Kissmetrics. Полагаю, что так будет интереснее, так как оригинал вы и так можете просмотреть без меня.
Поехали!
1) Маркетинг не существует в вакууме
Основная мысль, которую должен понять каждый человек, который планирует создание продающего сайта. Маркетинг – это не только идеи для сайта и рекламной кампании. Это ваш продукт вообще. И начинается все с выбора бизнеса, потенциальных клиентов, разработки продукта или услуги.
Это ключевой момент, который определяет успешность вашего бизнеса. Если вы сделаете верный выбор, и ваш продукт будет хорош, то и продажи в интернете пойдут легко (при их правильной организации), а если ваш продукт оставляет желать лучшего, то и продажи в сети будут такими же.
Здесь есть прямая зависимость.
Чем лучше ваш продукт, тем легче пойдут продажи. И дальше эта зависимость будет все больше, так как конкуренция растет и новых интересных проектов на рынке появляется все больше.
Например, мы как-то запустили сайт по урокам английского языка. Это был сайт частного преподавателя, который предлагал свою уникальную программу. Группу для занятий набрали очень быстро. Директ оказался эффективным в данном случае.
В это же время был у нас клиент в области медицинских услуг (документация), предложение которого вообще ничем не отличалось от конкурентов. А в некоторых моментах было хуже ряда компаний (цена).
Итог очевиден.
Планируя создание сайта, помните об одном важном правиле:
Сначала идет продукт, а уже затем планируется сайт. И именно от качества продукта зависит успех будущего продающего сайта.
Простое правило. Но не всегда соблюдается. Должен признаться, что мы сейчас завершаем работу над одним сайтом по коттеджным поселкам. И мы совершили огромную ошибку… согласились работать с заказчиком, у которого еще нет продукта. Продукт только разрабатывается… со скрипом.
Результат? Красивый сайт с маркетинговыми идеями, оторванными от реальности. Разработка уже пару недель подошла к концу, а заказчик все еще не определился со своим продуктом. В такой ситуации невозможность сделать продающий сайт.
Ведь создавая сайт необходимо продумать каждый элемент и возможное тестирование в будущем, чтобы затем, анализируя данные Метрики и Google Analytics, продумывать дальнейшие изменения сайта, которые и принесут продажи (или увеличат их).
И, конечно, нужно помнить, что маркетинг – это еще и общение с клиентами, качество самих услуг, гарантии, последующее обслуживание, рекомендации и повторные обращения. От всего этого зависит и эффективность сайта. Ведь одно дело, когда он приносить одноразовых клиентов. И совсем другое, когда к вам приходят люди, которые затем обращаются повторно и приводят своих друзей.
2) Упрощайте. Особенно на старте
Основная проблема разработки сайтов в том, что сама разработка часто растягивается. Слишком много требований, а информации все нет. В итоге сайт может создаваться несколько месяцев, после чего он запускается и выясняется, что многие детали просто не нужны. Время и усилия были потрачены зря.
На старте лучше сделать сайт как можно проще и запустить рекламу, а затем постоянно заниматься его модернизацией на основе полученных данных веб-аналитики.
Делайте сайт, отталкиваясь от реального мнения клиента, а не ваших предположений или даже просто теоретических советов экспертов.
К тому же, запустить простую версию можно, а вот полная может похоронить проект еще на стадии разработки. У нас так было с одним собственным магазином. К счастью, сейчас мы стали умнее и уже выстраиваем новый по другой модели: сначала продажи на простом сайте, а затем доработка и создание полноценного магазина (кстати, полагаю, что уже осень смогу рассказать много интересного на эту тему).
3) Анализ потребностей клиентов – это постоянный процесс
Большая ошибка заключается в том, что люди анализируют клиентов и их потребности перед запуском бизнеса и сайта, а затем забывают про них. И речь не про веб-аналитику, а именно общение с целевой аудиторией:
- Анкетирование
- Разговор по телефону
- Личная встреча
- Вопросы по email
Необходимо выяснить, что нравится людям в вашем продукте, а что они хотели бы изменить. Наша практика показывает, что за 3 года работы Business Art ответы клиентов серьезно поменялись. Время меняет рынок, а вместе с этим меняются и потребности клиентов (не основные, но в деталях. А ведь именно там кроется дьявол!).
Советую статью по теме: Как лучше понять своих клиентов? Слушаем Дэна Кеннеди
4) Постоянная аналитика и тестирование
Про аналитику уже поговорили. Теперь про тестирование. Старайтесь пробовать разные варианты:
- Подарков и скидок
- Гарантии
- Цены
- Основы оффера (на чем сделан акцент)
- Меняйте призыв к действию и детали дизайна на сайте
Пробуйте различные варианты и используйте те, что показали себя эффективнее.
5) Документируйте
Если уходит сотрудник маркетингового отдела, то понадобится время для того, чтобы найти ему замену и ввести в курс дела. Как ускорить процесс и заодно сэкономить (частично) свое время?
Хорошая документация.
Отразите план маркетинговой стратегии, кампании, план работы. Все это должно быть задокументировано и по шагам представлено в Dropbox или Google Docs.
У нового человека должна быть возможность изучить все, а уже затем задать вам уточняющие вопросы. Это действительно серьезно упрощает процесс. Кроме того, не забывайте про to do списки для всех сотрудников и периодические конференции между ними. Пусть каждый рассказывает о том, чем он занимался в последнее время.
Мы используем Worksection, Dropbox и Microsoft Office для организации командной работы. Там есть все необходимые базовые вещи.
На этом все. И помните, что меня можно найти на Facebook.