Модели монетизации интернет-проектов

бизнес-модель

Решил составить обзор, в котором будут перечислены все основные способы монетизации стартапов и вообще интернет-проектов разного рода. В итоге обзор вылился в небольшую статью, с которой я и спешу поделиться с вами (и, кстати, буду очень благодарен за дополнение другими способами в комментариях).

Основных способов монетизации проектов не так уж и много. Но начнем перечисление:

1) Реклама

Пожалуй, самый популярный вариант, который будет жить в интернет всегда. По крайней мере, до тех пора, пока будет существовать сам интернет. Идея заключается в создании сайта (обычно под такую модель делают контентные проекты, но иногда и сервисы), набора аудитории определенной тематики и последующего размещения на сайте рекламы.

Самый большой доход, естественно, приносят прямые продажи баннерной рекламы. Ощутимо меньше приносит продажа баннеров через различные партнерские сети. Наконец, кроме баннеров можно размещать контекстную рекламу. Правда, особенно больших денег на ней заработать будет проблематично. Скажем, тематический сайт по бизнесу с посещаемость 4-5 тыс. человек в день и большим количеством просмотров, обвешанный при этом контекстном, как елка игрушками, может приносить до 15-30 тысяч рублей в месяц. Вот только такой сайт будет выглядеть несколько странно из-за обилия рекламы. При более высокой посещаемости доход будет ощутимее, но все равно заметно меньше прямых продаж рекламных мест.

Кроме баннеров и контекстной рекламы активно практикуются платные статьи на сайтах, продажа ссылок в статьях (постовые), спонсорство разделов. Например, сайт «Хабр» продает корпоративные блоги. Т.е. чтобы компании Microsoft вести свой блог на хабре, им придется платить абонентскую плату.

2) Продажа товаров

Бизнес-модель любого интернет-магазина. Каждый год рынок электронной коммерции в России растет примерно на 20%. Люди все больше покупают товаров в сети. Так что можно с уверенностью сказать, что его перспективы в ближайшие годы вполне себе радужные. Правда, сделать сходу  крупный магазина на стандартном товаре будет сложно. Скорее всего, в ближайшее время будет появляться все больше небольших и средних интернет-магазинов в узких нишах.

Если говорить о самой модели, то она проста и известна человечеству испокон веков. Закупаем товар на складе у поставщика оптом, а затем продаем в розницу через интернет-магазин. Обычная торговля. К неоспоримым преимуществам стоит отнести то, что достаточно быстро можно увидеть, а работает ли вообще ваш бизнес. Все-таки, в случае начала своего стартапа придется долгое время развивать его, набирать аудиторию. А тут, если и не прибыль, то доход должен пойти достаточно быстро. И можно понять, насколько удачна ваша идея.

3) Платный доступ (подписка)

Третья по популярности модель. Часто используется различными веб-сервисами. Например, при использовании SaaS «Эльба Контур» (Бухгалтерия и отчетность для малого бизнеса) для ряда функций приходится платить за месячный доступ к сервису. Обычно платный доступ в интернет-сервисах используется в качестве подписки. Кроме разного рода сервисов может применяться и в контентных проектах. По крайней мере, такая модель активно используется на Западе. У нас, правда, активного применения платный контент пока не нашел (и не факт, что найдет в ближайшие годы).

4) Платные функции (разовые покупки)

Близкая к предыдущей модели, но все же несколько иная. Доступ к сервису в данном случае предоставляется бесплатно, но есть целый ряд дополнительных функций, которые можно оплатить отдельно. Например, так зарабатывают сайты знакомств, предоставляя поднять вашу анкету в поиске за СМС-сообщение. А еще они продают виртуальные подарки и много прочих вещей, которые совсем не обязательны для пользования этим сервисом.

В общем, платные функции могут быть, как одним из источников дохода, так и основным. Тут многое зависит от конкретного проекта.

5) Партнерские программы

В какой-то мере данный способ является заменой рекламы. Суть сводится к тому, чтобы зарабатывать на партнерках. Т.е. размещать рекламу товаров или сервисов и получать процент с продаж, совершаемых по ссылке с вашего сайта. На Западе данная модель уже давно процветает, но в рунете «партнерки» развиты гораздо хуже. Правда, прогресс не стоит на месте, и данная отрасль развивается, а потому можно смело утверждать, что такой способ тоже можно рассматривать при проработке идеи интернет-проекта.

Что бы вы добавили в этот список? 

Добавить комментарий