О важности фокусирования в бизнесе

Хозяин морей

Сегодня поговорим о том, насколько важно быть сфокусированным в бизнесе. И к каким нежелательным последствиям может привести расфокусирование ваших усилий. Рассмотрим мы это на примере стартапа ProFlowers, а также одного из моих старых проектов.

Морепродукты – это не цветы

Компания Джареда Полиса ProFlowers была основана в 1998 году в США. Уже к 2004 году она стала открытым акционерным обществом, а ее оборот перевалил за 250 миллионов долларов. Через два года Liberty Media купила ProFlowers за 500 миллионов долларов.

Как видите, это история успешного бизнеса. Но какого? И с какими проблемами фокусирования он столкнулся? Об этом далее.

Идея Джареда была в какой-то мере новой, так как прямых конкурентов на момент начала бизнеса у него не было. Он подумал, а почему бы не исключить из цепочки продаж цветов посредников. Почему садовники не могут напрямую продавать  свою продукцию конечным потребителям?

С этой идеи и начался проект. Был создан сайт для заказа цветов, найден отличный маркетолог, который должен был продвинуть идею, но оставалась одна проблема: как организовать логистику с учетом того, что садовники – это не те люди, которые пользуются интернетом (напомню, что проект стартовал в 1998 году, когда распространение сети было гораздо ниже, чем сейчас).

Решение было найдено. Причем достаточно хитроумное. Садовники получали по факсу ярлык от FedEx, который нужно было наклеить на посылку с нужным товаром. И все! Им не нужно было ломать голову над тем, как и кому отправить заказ.

В общем, бизнес Джареда процветал. Причем он развивался семимильными шагами. И в один прекрасный момент Полис решил,  что такую модель можно расширить. Была создана компания по аналогичной продаже морепродуктов, а также открыто подразделение ProFlowers в Японии, с целью завоевать зарубежный рынок.

Это произошло в тот момент, когда ProFlowers еще не стала доминировать на домашнем рынке. И такое расфокусирование привело к проблемам. Проект по морепродуктам и японское подразделение провалились, а компания ProFlowers в общей сложности потеряла много денег.

Позже Джаред Полис отметил — главной ошибкой стало то, что они потеряли фокус и стали размениваться на разные проекты. Это все подорвало деятельность компании. Во-первых, привело к тому, что у него не хватало времени на основной проект, который замедлился в развитии, а во-вторых, провал двух других привел к потере денег и колоссального количества времени.

Теперь подобных ошибок Джаред совершать не намерен и  повторяет как мантру, что главное для успеха стартапа – это фокусирование на конкретных вещах.

Несомненно, это не говорит о том, что не нужно расширять бизнес. Просто это стоит делать тогда, когда основной продукт уже добился максимального результата на текущем рынке.

Отсутствие редакционной политики приводит к отсутствию аудитории

С проблемой расфокусирования в свое время пришлось столкнуться и мне. Когда мы работали над проектом BizTimes. Расфокусирование произошло уже на уровне самой идеи. Мы сделали бизнес-журнал для самой разной аудитории, начиная от предпринимателей и маркетологов и заканчивая инвесторами и стартаперами. При этом заметки шли не в каком-то четком порядке, а хаотично.

Мы не учли, что хоть нам и было интересно все это, но среднестатистический (плохое слово, но что поделать) маркетолог будет не заинтересован в большей части контента сайта. Это и привело к неминуемому провалу проекта.

При старте бизнеса очень важно найти фокус. Нужно сфокусироваться на конкретных задачах, клиентах, позиции компании, рынке. 

Добавить комментарий