Думаю, что многие из вас хорошо знают, кто такой Ричард Брэнсон, и чем занимается. Остальным же будет интересно узнать о том, как этот известный предприниматель организует свой бизнес на глобальном уровне. И почему я считаю такой вариант организации своего дела идеальным для интернета в сложившейся в последние годы «стартапомании».
Кто такой Ричард Брэнсон?
Английский предприниматель, начинавший свою деятельность во времена хиппи. Первым действительно успешным его проектом стала торговля музыкальными пластинками, которая и положила начало империи Virgin. Музыка в то время была особенным увлечением, занимавшим в сердцах людей куда более важное место, чем сегодня.
Впрочем, утверждать, что Ричард Брэнсон является предпринимателем исключительно в музыкальной сфере не совсем правильно. Да, у него было несколько бизнесов в этой области, начиная от магазинов по торговле пластинками (а позднее дисками) до своей звукозаписывающей компании.
Но дело в том, что всего под брендом Virgin работает порядка 300 компаний в самых разных сферах. Авиакомпания, железнодорожная, сеть кинотеатров, оператор сотовой связи, книжное издательство…
Все это лишь малая часть компаний, носящих гордое имя Virgin.
Что за модель бизнеса?
О своей модели ведения бизнеса Ричард Брэнсон постоянно рассказывает в интервью, а также подробно расписывает ее в своих книгах. Особенно много внимания этому вопросу он уделил в своей последней работе под названием «Обнаженный бизнес». Попробуем кратко рассмотреть, в чем же особенность бизнеса в стиле Virgin.
Virgin работает в самых разных отраслях. Всего порядка 300 компаний, объединенных одним брендом, философией и подходом к клиентам. Все эти компании разбросаны по разным странам, начиная от Великобритании (где их, естественно, больше всего) и заканчивая США, Германией, Австралией, и даже некоторыми странами Африки. В общем, десятки стран, где Virgin активно ведет свою деятельность.
В каждой отрасли Virgin не является лидером, компанией номер один. Но при этом они крепко стоят на ногах, пользуются заслуженной любовью своих клиентов и успешно противопоставляют себя более крупным конкурентам.
Основное преимущество такой модели построения бизнеса, по словам самого Брэнсона, заключается в том, что падение какого-то одного бизнеса, пусть даже крупного, неспособно уничтожить всю империю Virgin. Мудрое распределение рисков.
А чем это полезно для интернета?
Все просто. Иногда нужно думать не о том, как найти свою идею уникального стартапа, который взорвет рынок, и ходить с прототипом на все мыслимые и немыслимые конференции в поисках инвестора.
Можно просто подумать не о стартапе, а о простом малом бизнесе. Причем не стоит тут же воротить нос, утверждая, что там нельзя заработать солидные деньги. В конце концов, если вы уловили идею Virgin, то понимаете, что никто не ограничивает вас одним проектом.
Например, можно открыть небольшой интернет-магазин, связанный с каким-то хобби. Да, это не стартап, о котором так все мечтают. Да, будет много работы, а отдача не такой уж и впечатляющей. Но это будет первый шаг. Когда все будет налажено, можно будет думать о втором магазине, о расширении бизнеса по модели близкой тому, что делает Virgin.
А результат?
Что же, понятно, что добиться того, что сделал Брэнсон вряд ли у кого-то выйдет. Просто сэр Ричард — уникальная личность, один из ярчайших предпринимателей современности, оказавшийся к тому же в нужно время в нужном месте (с врожденным талантом к созданию бизнесов).