Так ли важен бизнес-план?

Человек, который хотел быть королем

Вспомните классический фильм Джона Хьюстона «Человек, который хотел быть королем» с Шоном Коннери и Майклом Кейном. Их герои строили план, как стать правителями Кафиристана. Два афериста продумали все до мелочей.

И их план воплощался! Все шло даже лучше, чем они думали. Ровно до тех пор, пока на свадьбе героя Шона Коннери его не укусила будущая жена. И стало ясно, что он не бог. План был разрушен из-за такой мелочи.

Я очень люблю эту историю. И считаю, что она отлично показывает ненадежность любого плана. В том числе и бизнес-плана.

Я не хочу спорить о важности и полезности бизнес-планов. Они полезны. Однако при этом большинство предпринимателей их переоценивают.

Вряд ли найдется такой, который придет на встречу к инвесторам и скажет, что ничего не знает о будущих продажах своего стартапа. Этот человек скорее представит график с ростом продаж за 5 лет и очень хорошими цифрами. Взятыми с потолка…  Не основанными на чем-либо. В этом и проблема подавляющего числа бизнес-планов.

Вот что пишет Гай Кавасаки в своей книге «11 мастер-классов по стартапу»:

«Как гласят кельтские мифы, существовали некогда магические сосуды, «удовлетворявшие вкусы и потребности всех, кто ел и пил из них». Эти мифы привели к возникновению легенды о Святом Граале. Современный эквивалент Святого Грааля — бизнес-план.

Он, по идее, тоже должен удовлетворять всех (инвесторов, директоров, учредителей и менеджеров) и оказывать магическое влияние на каждого, кто вкусит из него, — в частности, вызывать непреодолимое желание выписать чек или утвердить проект.

Но, как и Святой Грааль, бизнес-план — объект в значительной степени мифический и недосягаемый. Большинство экспертов здесь со мной не согласятся, но бизнес-план не имеет особой практической пользы для стартап-компании, поскольку предприниматели обычно строят его на предположениях, гипотезах и прочих неизвестных величинах.

Что касается внутреннего предпринимательства, то и тут практическое применение бизнес-плана весьма ограничено. Для любого — внешнего или внутреннего — стартапа лучшим руководством по ежедневному функционированию компании будет система ВРЗ (вехи, расчеты, задачи), о которой я рассказывал в мастер-классе № 1.

Тем не менее, многие инвесторы, недавно нанятые сотрудники, потенциальные члены совета директоров и внутренние специалисты, принимающие решения, настаивают на написании бизнес-плана и без него отказываются двигаться дальше.

Плюс к тому, в самом процессе написания бизнес-плана есть определенная польза: он объединяет команду, заставляя ее сообща оформлять свои намерения.

Так что напишите бизнес-план — хороший бизнес-план, — но не смотрите на него, как на Святой Грааль. Компании достигают успеха благодаря грамотному воплощению планов, а не грамотным планам».

Лично я верю, что бизнес-планы писать стоит. Для того чтобы обрисовать концепцию проекта, видение. Но никогда не полагайтесь на цифры в бизнес-плане. Все они взяты с потолка и ни о чем не говорят.

Что касается цифр, то я всегда полагаюсь на тестирование. Посмотрите на цифры (например, роста посещаемости) на определенном периоде. И уже тогда прикидывайте, как может развиваться ваш проект. Спланировать путь к вашей цели, покрепив это цифрами, нужно, но их стоит правильно воспринимать. И не возводить в культ, как это делает большинство предпринимателей.

Бизнес-план это лишь документ, но даже и не ориентир. Как бы нам того не хотелось.

Добавить комментарий