Феномен голодной толпы

Зомби по имени Шон

Сегодня я хочу рассказать вам про одно основополагающее понятие в бизнесе и маркетинге, которым пропитаны многие американские книги. У нас об этом почему-то пишут редко, а ведь это один из тех факторов, которые более всех остальных влияют на успех нового бизнеса. Я расскажу вам про феномен голодной толпы.

Что это такое?

Лучше всего про голодную толпу как-то сказал известный американский копирайтер Гари Халберт. Он был на какой-то конференции, где задали очень интересный вопрос: «Если бы вы открыли закусочную, и у меня в это же время была бы аналогичная закусочная, то какое преимущество вы бы выбрали? Каким хотели бы обладать?». Многие участники говорили про низкие цены, издержки, маркетинг и рекламу. А Гари ответил просто: «Мне нужна голодная толпа».

Очень правильное и логичное желание.

Идея вот в чем: вы можете делать классный маркетинг, у вас могут быть низкие цены и отличный менеджмент, но это все совершенно не важно, если под ваше предложение нет «голодной толпы». Без нее бизнес обречен. Даже при самых лучших людях и правильном подходе.

А наличие голодной толпы определяется тогда, когда приходит идея и решение начать какой-то бизнес. Именно тогда во многом определяется его успех. Вот несколько примеров из истории, когда отсутствие голодной толпы убило вполне перспективные проекты:

Компания Apple в начале 1990-х годов выпустила на рынок революционное устройство – КПК Newton. Он был во многом предвестником популярных устройств на базе мобильной версии Windows, которые отлично продавались всю первую половину 2000-х годов. Тем не менее, этот продукт является одним из крупнейших провалов компании Apple.

Устройство так и не нашло своего пользователя. Может быть, в какой-то мере оно было сырым, но настоящая проблема заключалась в том, что оно предвосхитило свое время. Люди просто не были готовы к Newton. У многих еще даже не было персонального компьютера, другие его имели, но не знали, что вообще с ним можно делать. А тут какой-то КПК. Было слишком рано. Толпа еще не проголодалась. Ее не было.

Если продолжать говорить о компьютерной отрасли, то стоит сделать шаг вперед и перейти к планшетным компьютерам. Apple iPad не был первым планшетом. Задолго до него компания Microsoft раз за разом делала с помощью партнеров свои устройства под управлением Windows, но все они так и не снискали массовой популярности.

Почему?

Опять же, можно говорить о несовершенстве подхода Microsoft, но мне причина видится в другом. Не было голодной толпы. Это была первая половина 2000-х. Никакого повсеместного распространения интернета, как сейчас. А планшет без интернета достаточно странная штука (а ведь тогда и тренда электронных книг не было). Все это делало устройство скорее безделушкой, отсоединенной от всей остальной инфраструктуры. Потому провал неудивителен. Было еще слишком рано.

Впрочем, почему мы все говорим о том, что слишком рано? Давайте посмотрим на то, когда уже поздно.

Итак, социальные сети общего назначения вроде «В Контакте». После успеха проекта Павла Дурова их стали делать все подряд. Вот только результата добиться не смог никто. Так и получилось, что среди них только «В Контакте», да более ранние «Одноклассники» могут похвастаться ощутимым успехом. Толпа наелась. У них уже было решение, которое их устраивало. И у новых сетей просто не было шанса. Все просто.

Причины провала

Голодной толпы может не быть по самым разным причинам:

  • cлишком рано;
  • cлишком поздно;
  • не подходит под регион;
  • плохое место размещения (например, магазин не в том районе и месте);
  • никому не нужный товар (вообще, в регионе, среди целевой аудитории рекламы);
  • другие причины, которые вы можете добавлять в комментариях;

Как видите, варианты есть самые разные. Иногда бизнес, который вы начинаете, обречен с самого начала. Потому что у него нет голодной толпы. Учитывайте это при выборе идеи для старта, чтобы обезопасить себя на максимально возможном уровне (риск все равно останется).

Добавить комментарий