«И отправились мы на юг, к Стокам, местности, лежащей у подножия гор Амелл. Тронулись большим табором, в котором было все: юные девы, бортники, трапперы, бабы, дети, юные девы, домашний скот, домашний скарб, юные девы. И чертовски много меда. От этого меда все так и липло к рукам, даже юные девы». (Трубадур Лютик)
«Башня ласточки», А. Сапковский
От переизбытка меда бывает плохо. Как и от переизбытка данных. В прошлый раз я рассказывал про когортный анализ и привел 3 примера его использования на практике. Сегодня мы углубимся в тему и рассмотрим, как можно сегментировать аудиторию при когортном анализе.
Рекомендация к статье
До чтения этой статьи обязательно ознакомьтесь с прошлым материалом «Что Вам даст когортный анализ в Google Analytics?», так как понимание сути когортного анализа необходимо. Здесь я дополнительных вступлений делать не буду, чтобы не повторяться.
Что это и зачем оно нужно?
Слишком много меда может привести к аллергии. А слишком много данных может показывать неверную картину. Простой пример:
Представьте, что вы анализируете когорты, но при этом в них порядка 30-40% посетителей пришли с мобильных устройств. И поведение мобильных пользователей кардинально отличается от тех, кто заходит с компьютера.
В итоге, чтобы получить действительно верные данные неплохо бы разделить обычных посетителей и тех, кто пришел с мобильных устройств. Иначе вы просто получаете усредненную картину, которая на самом деле далека от реальности для обеих групп посетителей.
Вопрос: как это сделать?
Как раз тут и помогает сегментирование.
Как это работает?
Заходим в Google Analytics в раздел «Когортный анализ».
В самом верху справа видите надпись «Добавить сегмент»? Это как раз то, что нам и нужно! Нажимаем и видим следующее окно:
Тут нам и остается выбрать подходящие параметры. Например, мы можем показывать результаты только по посетителям с мобильных устройств и планшетов. Наверняка такие когорты вели себя совершенно иначе.
Теперь можно сравнить поведение посетителей с компьютера и мобильных устройств на одинаковом промежутке времени.
Что еще могут дать сегменты?
Вариантов на самом деле много. И дело не только в том, что готовых сегментов уйма. Вы можете создавать свои. Так что возможности тут безграничные. Вот лишь несколько вариантов:
- Анализируйте только посетителей с Директ и Adwords
- Сделайте отдельный сегмент для тех, кто заходит на ваш сайт напрямую
- Отделите от остальных постоянных читателей блога на сайте
- Анализируйте отдельно покупателей и простых посетителей
Чуть подробнее рассмотрим еще один пример.
Простой пример для магазина одежды
У вас магазин одежды? Тогда анализируйте отдельно сегменты «Женщины» и «Мужчины». У вас ведь даже разные разделы для этой аудитории. Кроме того, можно выделять самые интересные возрастные группы для анализа, города и так далее.
Помните, что сегмент может быть сложным. Например, женщины 24-34 лет из Москвы, которые уже когда-то покупали у вас что-то (т.е. достигли цели на сайте). У нас в таком случае сегмент состоит из следующим параметров:
- Женщины
- 24-34 лет
- Москва
- Достигнута цель
Вариантов множество. Это лишь пример для понимания возможностей инструмента.
2 дополнительных совета
Помните, что сегментирование можно использовать не только с когортами, но и другими отчетами в Google Analytics. Вещь полезная и помогает во многих ситуациях.
Наконец, помимо создания собственных сегментов можно пользоваться трудами других людей. У Google Analytics есть своя галерея. И оттуда вы можете в пару кликов импортировать уже готовые сегменты.
Как попасть в галерею?
Очень просто. В основном окне выбора сегментов есть кнопка «Импортировать из галереи».
Нажимаем ее и изучаем многочисленные сегменты. К счастью, многим даны оценки, присутствуют комментарии. Кстати, здесь среди авторов сегментов есть и самые настоящие звезды интернет-маркетинга – например, сам гуру веб-аналитики Авинаш Кошик.
В общем, поле деятельности большое.
Что можно сказать в итоге?
Слишком много информации может приводить к искажениям общей картины. Поэтому старайтесь разбивать аудиторию на сегменты. Лучше всего просто взять лист бумаги и разбить на сегменты своих посетителей с логической точки зрения.
Сделайте это для начала, а уже затем можно будет и заниматься техническими вопросами. Главное, всегда задавайте себе вопрос: зачем это нужно сделать? Какова цель анализа? Тогда вы и будете получать результаты, которые помогут при изменениях проекта.