Задержки при разработке сайта – это обычное дело в отрасли. Иногда не успевают клиенты со своими обязательствами, иногда агентство не может выполнить работу в срок. В сегодняшней статье я дам 7 советов, которые снижают риск задержки при разработке сайта.
1. Назначайте страховку для каждого отдельного этапа работ
Ошибка № 1 – не назначать страховку при разработке вообще. Еще хуже, если вы уменьшаете сроки под давлением клиента, который хочет получить сайт быстрее. В первые годы работы нашего агентства мы сами грешили последним пунктом. Со временем перешли к системе со страховкой, но и она себя не оправдала…
Почему?
Общая страховка слишком мала и имеет слабое отношение к срокам разработки. Поэтому мы пришли к выводу, что страховка должна касаться каждого этапа – начиная от дизайна и верстки и заканчивая интеграцией с CMS и программированием. После перехода на такую систему подавляющее число проектов в нашем агентстве завершается в срок.
Мы сами стали гораздо реалистичнее представлять срок разработки с учетом всех подводных камней и ЧП, которые происходят в процессе (заболел программист, например).
2. Во время промежуточных презентаций и правок сроки не идут
Еще одна ошибка, которые мы совершали вплоть до последнего года. При приемке дизайна мы обсуждали правки, но в это время не ставили проект на «паузу». В итоге бывало, что 3,4 или даже 8 рабочих дней просто пропадали.
Теперь мы всегда в случае правок увеличиваем срок разработки.
Если клиент долго не утверждает дизайн, то увеличиваем срок на время простоя.
3. Если клиент не предоставил контент в срок, то сроки не идут
Понятно, что это касается не каждого контента, но есть и тот без которого невозможно продолжать разработку.
Например, без точного представления карточек товара для каталога. Да, оно есть у вас в ТЗ, но важно на этапе дизайна карточек получить хотя бы несколько примеров реальных товаров. Часто они несколько отличаются от задумок ТЗ (особенно часто возникают проблемы с фото).
Если приступаете к работе без реальных карточек, то всегда есть риск, что потом придется переделывать каталог. А это потеря времени и денег.
4. Все доработки – только после завершения сайта (или увеличивают срок)
Есть правки, которые клиент присылает в рамках технического задания. А есть те, которые являются настоящими доработками и не были обозначены в ТЗ. Конечно, какие-то мелочи мы все равно внедряем – особенно если понимаем, что это сделает сайт лучше. Но если дополнение большое, то его реализуем уже после завершения сайта. Оформляем отдельное приложение со своими сроками и ценой.
Должен признаться, что года 2-3 назад мы активнее отходили от ТЗ в ходе разработки и брались за многочисленные дополнения. Но в итоге никто не получал от этого морального удовлетворения. Клиент был недоволен тем, что срок разработки увеличился, а потом еще и слал коррективы по доработкам. Мы увеличивали внутреннюю смету проекта без причины и реальной выгоды для себя.
5. Не отвлекайте программистов и дизайнеров на другие проекты
Копирайтеры перестраиваются легко. Менеджеры хуже, но могут. А вот если отвлекать в ходе разработки программиста на другие проекты (пусть даже и мелкие доработки), то риск срыва сроков сильно увеличивается. Программисты сложнее всего входят в новые проекты и перестраиваются между текущими «на лету». На втором месте – дизайнеры и верстальщики.
В случае смены менеджера проекта могут быть большие проблемы, но из моего опыта могу сказать, что именно замена программиста чаще всего приводила к проблемам со сроками.
Поэтому теперь за разработчиком закрепляется конкретный проект, который он и делает до победного конца. Если не случается ЧП, то так и происходит (Одним из ЧП может быть уход программиста в другую компанию в ходе разработки большого проекта).
6. Фиксируйте письменно общение с клиентом
Все ключевые договоренности. Старайтесь поменьше обсуждать детали в Skype и устраивать телефонные совещания. Информация должна собираться системно, а вопросы обсуждаться в спокойной атмосфере. Клиенту самому нужно время спокойно подумать, а не придумывать что-то на ходу во время общения с вами.
Поэтому email для нас является приоритетным каналом общения с клиентом при разработке. Для большинства (но не всех!) вопросов он удобнее.
За 5 лет работы у нас даже обнаружилась интересная зависимость. Если клиент не заполняет первичную анкету на разработку сайта (хочет обсудить детали только голосом), то скорее всего дело до сотрудничества не дойдет. А если и дойдет, то будут проблемы в процессе.
7. Составляйте план проекта для клиента
В первый день работы над проектом (после договора и аванса) мы высылаем клиенту план работ со всеми ключевыми датами. Это простая таблица, в которой представлены не только наши работы и презентации, но и то, что мы ждем от клиента: ответы на вопросы, предоставление контента, утверждение дизайна и так далее.
С момента внедрения плана проекта разработка у нас определенно стала идти лучше. У клиентов уже не возникает вопросов о том, что мы делаем в данный момент. У них есть четкое представление о том, что будет дальше и что требуется от них.
Такое понимание привело к тому, что получать контент от клиента на стадии разработки стало значительно проще. Сократились простои, связанные с этим.
Пример простого плана проекта для разработки лендинга
Что в итоге?
Существует множество советов, которые помогут вам завершать разработку сайта в срок. Я привел сегодня 7, которые стали одними из важнейших для нашего агентства:
- Назначайте страховку для каждого отдельного этапа работ, а не просто на весь проект. Лучше 20% от срока работ по этому этапу.
- Ставьте проект на «паузу» во время промежуточных презентаций. Особенно если утверждение концепции затягивается или клиент высылает множество корректировок в процессе.
- Если вы не смогли получить в срок важный контент от клиента, то лучше так и скажите. Есть типы работ, которые нельзя делать без контента. Если его нет, то проект ставится на «паузу».
- Все доработки за рамками ТЗ выполняются после завершения работы над проектом. Они оформляются в виде отдельного приложения со своей ценой и сроком работы.
- Не отвлекайте программистов и дизайнеров на другие проекты. Это всегда увеличивает сроки разработки.
- Фиксируйте письменно общение с клиентом. Высылайте ему резюме всех разговоров по Skype и телефону с основными выводами.
- Составляйте план проекта для клиента. Прозрачность делает работу эффективнее.
P.S.
И последнее – держите связь с клиентом в ходе проекта. Регулярно переписывайтесь, общайтесь. Составляйте план проекта так, чтобы общение было регулярно. Потому что большие перерывы могут привести к проблемам, когда клиент уже забыл все договоренности и ожидает совсем другой сайт (или у него изменилась концепция).
Увидимся через неделю!