Разделение полномочий в стартапе

полномочия

Хотя почему же в стартапе? Пожалуй, в этой статье я буду говорить про любой интернет-проект. Т.е. слово «стартап» нужно понимать достаточно широко, учитывая маленькие проекты, студии интернет-маркетинга, интернет-магазины и так далее.

Эту статью я решил написать по той простой причине, что сам когда-то набил немало шишек при организации работы и разделении полномочий, так как вышел из ИТ-среды, да и мои партнеры тоже. Итак, посмотрим, как же избежать проблем с организацией, и как нужно построить работу в небольшом (начинающем) интернет-проекте.

Сразу же сказу, что важно уточнить исходные условия, в которых находятся основатели проекта. Во-первых, это небольшая группа людей. У них нет своего офиса – работают  из дома. Скорее всего, вышли из ИТ-среды, маркетинга. Т.е. четкой структуры управления, вероятно, нет. Учитывая эти условия, я могу дать несколько рекомендаций, проверенных на своем опыте.

Во-первых, в команде должны быть четко разделены полномочия между ее членами. Скажем, есть разработчик, который занимается техническими деталями, есть маркетолог, продвигающий проект, а есть человек, который занимается общим управлением, организацией работы и видением проекта. Важно, чтобы в один прекрасный момент разработчику не пришлось заниматься продвижением или даже искать клиентов компании. Логично, не правда ли? Тем не менее, во многих молодых проектах четкого разделения на задачи нет. И даже разработчикам приходится иногда искать клиентов, что, конечно, пагубно влияет на эффективность.

Естественно, такое разделение влечет за собой и определенную ответственность каждого участника за какую-то конкретную работу. Скажем, проблемы движка или срыв сроков по его разработке лежат на техническом специалисте команды, отсутствие клиентов на маркетологе и так далее. Это важный момент, так как когда никто не ответствен за конкретный результат в той или иной плоскости, то и результат часто может просто не быть (или будут сорваны все сроки).

Третий момент – это сроки. Разделив полномочия и ответственность за результат нужно определить, в какие сроки будет выполняться работа. Понятно, что на ранней стадии никто не хочет заниматься детальной бюрократией. Что же, и не надо! Достаточно просто ставить цели: цели на неделю, на месяц, на квартал. Каждый участник проекта должен знать, что он должен сделать за неделю, за месяц, и чего проект должен добиться за квартал. Наличие конечных сроков вводит в работу определенный порядок, дает людям ориентир. И не стоит думать, что это простая бюрократия. Так действительно легче работать.

По сути, у нас получилось три момента:

1) Разделение полномочий;

2) Ответственность каждого конкретного участника за определенную работу;

3) Установка сроков;

Три простых и банальных пункта, которые не выполняются большинством начинающих интернет-проектов, создаваемых в кустарных условиях.

А что должен знать и уметь предприниматель?

Ок, с полномочиями мы разобрались. Получается, что каждый работник занимается каким-то конкретным делом. А вот вопрос: Что должен знать предприниматель, создающий интернет-проект? На каком участке работы концентрироваться? Тут у каждого есть свое мнение, и единственно правильного нет. Моя позиция следующая: предприниматель должен хотя бы поверхностно разбираться во всех направлениях проекта, над которым ведется работа. Т.е. он должен представлять себе интернет-маркетинг и уметь продвигать проекты хотя бы до определенных позиций, ориентироваться в технической составляющей проекта, понимать вообще сущность сети, организацию работы, нишу, в которой затевается проект. При этом я не говорю о глубоких знаниях. Ему не обязательно быть программистом, но представлять что такое апач, mysql, php, css, да и вообще сущность разработки сайтов нужно. Хотя бы для того, чтобы контролировать сотрудников или подрядчиков.

В начинающих проектах предпринимателю обычно отводится роль визионера. Т.е. он занимается разработкой видения, стратегии проекта, определяет его структуру и аудиторию, функции, фишки, позиционирование. Часто занимается его продвижением и координирует действия с остальными сотрудниками.

Итог

С отступление к роли предпринимателя закончили. Ну и под конец хочу напомнить главную мысль статьи: разделение полномочий – ответственноcть за определенную работу – сроки выполнения. Это вещи, которые помогут добиться успеха и сделать работу более организованной. 

Добавить комментарий